Институт Страхового и Инвестиционного Бизнеса
Институт страхового
и инвестиционного бизнеса
Тот, кто в споре прибегает к авторитетам, использует не свой ум,
а только свою память. Леонардо да Винчи
+7(912)121-03-44
+7(916)134-04-65
НАПИШИТЕ НАМ
  ИДПО ИСИБ
  Профессии
  Предметы
  Занятия
  Вакансии
Заказать обратный звонок
Главная

1.5. Законодательство РФ о государственном страховом надзоре

1. Цели, принципы, методы
и содержание государственного страхового надзора

В Российской Федерации система надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Основы регулирования установлены в главе IV Закона РФ «Об организации страхового дела».

Закон РФ
«Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1
Статья 30
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела


1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.
4. Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
5. Субъекты страхового дела обязаны:
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:
• проверка правильности формирования страховых резервов,
• размещения активов,
• обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установлен-ного нормативом,
• а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
Функционирование cтрахового надзора опирается на следующие организационно-технические принципы:
• финансирование деятельности надзора осуществляется за счет отчислений от страховой премии, собираемой страховщиками по всем или определенным видам страхования, на основании утверждаемой Министерством финансов сметы;
• уровень оплаты труда сотрудников надзора не ниже, чем средний, сложившийся в отрасли;
• орган надзора организован преимущественно как самостоятельный орган государственного управления
• надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых организаций «на месте» и осуществляет их как по мере необходимости, так и в плановом порядке (система «надзорных бригад», принятая в страховом надзоре Франции);
• надзор имеет право применять к страховщикам санкции в виде штрафов за установленные правонарушения
• надзор опирается на функцию лицензирования, а также отзыва лицензии
• надзор учитывает опыт профессиональных объединений страховщиков, обеспечивающих разработку стандартных правил страхования, сбор и публикацию детальной статистики по развитию страхования и страхового рынка, саморегуляцию рынка, функционирование бюро Омбудсмана (бюро жалоб для страхователей).

Стадии (фазы) надзора
Государственный надзор за деятельностью страховых организаций можно условно разделить на три стадии: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль - принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулирования формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.
Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций - формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.
Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, проверке квалификации и знаний страхового законодательства.

2. Механизм надзора и его инструменты


Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя лицензии - устав и учредительский договор;
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительный документов и утверждение на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом об образовании, признаваемом в РФ, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее 2 лет.

Главный бухгалтер страховщика или главный бухгалтер страхового брокера должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации

Страховой актуарий должен иметь

  • высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации
  • квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

 

Получение лицензии
Сроки действия лицензии
прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки.
Соискателю лицензии в выдаче лицензии может быть отказано и этот отказ должен быть мотивирован согласно Статье 323.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
1) использование соискателем лицензии наименования уже существующей страховой организации;
2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления неустраненного нарушения страхового законодательства;
3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии нормативным правовым актам органа страхового регулирования;
4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;
8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9) несостоятельность, в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство субъекта страхового дела по вине учредителя соискателя лицензии.

Принятое ранее положительное решение о выдаче лицензии может быть аннулировано в следующих случаях:

  • непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
  • установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

3. Управление лицензией

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:
• предписание об устранении нарушения,
• ограничение действия лицензии,
• приостановление действия лицензии,
• отзыв лицензии.

Предписание дается в случае:
1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
2) несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
3) несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
6) установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;

Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок. Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.
Если предписание было не исполнено или исполнено надлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.
Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела
(ликвидация)

Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются
• решение суда, а также
• решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:
• при осуществлении страхового надзора:

  • в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
  • в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

• по инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.
Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.
До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:
• уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
• принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
• исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
• осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщика, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
• продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.
Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела-юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела-физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Надзор за страховой деятельностью в странах ЕС

Правовое регулирование страховой деятельности в Европейском союзе происходит на основании следующих нормативных актов:
1. Директива Совета Европы 92/49/EEC от 18 июня 1992 г. о координации законодательных, нормативных и административных актов в сфере прямого страхования, иного, чем страхование жизни,
2. Директива 73/239/EEC и 88/357/EEC (третья директива о видах страхования, иных, чем страхование жизни)
3. Директива Совета Европы 92/96/EEC от 10 ноября 1992 г. о координации законодательных, нормативных и административных актов в сфере прямого страхования жизни
4. Директива 79/267/EEC и 90/619/EEC (третья директива о страховании жизни)
Общие принципы надзора за страховой организацией изложены в ст. 20. Первой координационной Директивы ЕС:

Инструменты 1. Если какая-либо страховая организация не соблюдает требований Директивы Совета по формированию технических резервов, то орган надзора может наложить запрет на свободное использование активов. 
 Запрет  2. В целях восстановления финансового положения страховой организации, резерв платежеспособности которой более не достигает установленного минимума, страховой надзор требует составления и представления программы корректировочных мер.
 Программа корректировочных мер  3. Если резерв платежеспособности не достигает размеров минимального гарантийного фонда, орган страхового надзора требует от страховой организации составления плана краткосрочного финансирования, который должен быть представлен на его одобрение. Надзор может также ограничить или запретить свободное использование активов страховой организации.
 План финансового оздоровления  4. В случаях, предусмотренных в пунктах 1-3, органы надзора могут, кроме того, принимать любые меры, способные защитить интересы страхователей.
 Отзыв лицензии  

 

Статья 20 Первой Директивы ЕС регулирует также порядок контроля финансового состояния зарубежных страховых организаций, действующих на территории данной страны.

Согласно принятому в странах ЕС порядку платежеспособность страховой организации оценивается путем сравнения фактического резерва платежеспособности с нормативным размером, полученным расчетным путем.

Концепция Европейского сообщества о платежеспособности страховых организаций согласно Первой координационной Директиве Совета ЕС по видам страхования иным, чем страхование жизни,  от 24 июля 1973 г.  обязывает каждую страховую организацию иметь:

1.                          Технические резервы, соответствующие принятым по договорам обязательствам. Объем этих резервов и правила их размещения определяются страной-участницей самостоятельно.

2.                          Резерв (маржа) платежеспособности - дополнительная  финансовая гарантия.  Этот резерв должен быть свободенот каких бы то ни было  обязательств.

3.                          Гарантийный фонд, состоящий из свободного от обязательств имущества в объеме до 1/3 резерва платежеспособности. Этот фонд создается для того, чтобы резерв платежеспособности не мог в процессе деятельности опуститься ниже порога, представляющего опасность для финансовой устойчивости страховой организации. Этот фонд необходим также для того, чтобы с момента создания страховые организации располагали достаточными средствами.

Недостатки системы лицензирования

Российская система государственного страхового надзора была построена с учетом опыта организации страхового надзора в странах Европейского Союза.
Принято считать, что существенным недостатком современной системы лицензирования, принятой в Российской Федерации, в отличие от стран ЕС, является невозможность установления на стадии учреждения страховой компании происхождения капитала и реальных денежных средств и активов, передаваемых в уставный капитал.
В странах ЕС возникновение сомнений со стороны органов надзора в репутации учредителей вновь создаваемой страховой компании, основанных на результатах их предшествующей деятельности, является основанием для отказа в выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Инна Соловьева
Социальный вычет по НДФЛ
Марина Васильева
Расчет выплаты в ОСАГО
Алексей Касаткин
Страховая Телематика
Алла Бакланова
Расчет ЛСП в страховании НС
Владислав Немерещенко
Бордеро в перестраховании
Вера Новоселова
Несчастный случай
Яндекс.Метрика